Как правильно составлять бухгалтерские проводки?

Бухгалтерские проводки, как правило, пугают будущих бухгалтеров больше всего. На самом деле, проводка — это основа бухгалтерского учета. Если на начальном этапе обучения бухгалтерии не понять, что такое бухгалтерская проводка, то не понятен будет и весь бухучет. Именно поэтому нужно с самого начала обучения четко уяснить для себя такие понятия, как счет бухгалтерского учета, активы, пассивы, бухгалтерские проводки.

О бухгалтерском счете подробно написано здесь.

В данной статье объяснено понятие бухгалтерская проводка просто и доступно. Обратите внимание, материал рассчитан на начинающих бухгалтеров, предпринимателей и всех, кто только знакомится с азами бухгалтерии.

Бухгалтерская проводка простыми словами

На самом деле, в проводке нет ничего страшного. По сути дела, проводка — это одновременная запись одной и той же суммы в дебет одного счета и кредит другого. Эта одновременная запись именуется двойной записью.

Пример:

От поставщика поступили товары на сумму 10000. Это хозяйственная операция, которую нужно как-то отразить в бухгалтерии предприятия. Делается это с помощью проводки.

Как выше было указано, чтобы сделать проводку, нужно одновременно записать сумму операции (в данном примере 10000) в дебет одного счета и в кредит другого.

В указанной хозяйственной операции участвует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 41 «Товары». Товары переходят от поставщика (с кредита сч.60) на склад организации (в дебет сч.41). Проводка имеет вид Дебет 41 Кредит 60 (Д41 К60 — сокращенно).

В совершении бухгалтерской проводки нет ничего сложного, главное, определить счета, которые участвуют в операции, а также решить в дебет или кредит нужно записать сумму.

В данном случае поможет сделать правильный выбор знание того, активный счет или пассивный. Что такое активный, а что такое пассивный счет и чем они отличаются, подробно рассмотрено в этой статье.

У активных счетов в дебет записывается увеличение актива, в кредит — уменьшение актива. У пассивных, соответственно, наоборот.

Как определить в дебет или в кредит нужно записать сумму проводки?

Рассмотрим пример, приведенный выше.

Товары — это актив, который учитывается на активном сч.41. Поступление товаров на склад — это увеличение актива предприятия. У активных счетов увеличение актива отражается по дебету счета, логично, что увеличение актива (товаров) нужно записать в дебет сч.41.

При получении товаров у организации перед поставщиком возникает кредиторская задолженность — пассив. Возникновение кредиторской задолженности — это увеличение пассива, которое следует отразить по кредиту активно-пассивного сч. 60 (активно-пассивный счет — этот тот, который одновременно подчиняется правилам для активных и пассивных счетов).

Таким образом, проанализировав хозяйственную операцию по поступлению товаров от поставщика, для которой нужно выполнить проводку, можно прийти в выводу, что сумму операции 10000 нужно внести в дебет сч. 41 и в кредит сч.60, что мы и сделали.

Подведем итог:

  • Бухгалтерская проводка выполняется по принципу двойной записи — одновременное отражение суммы операции по дебету одного счета и по кредиту другого.
  • Для каждой хозяйственной операции должна быть выполнена проводка.
  • Для выполнения проводки нужно определить два счета, участвующие в операции.
  • Путем несложных рассуждений нужно выявить, в каком счете сумма вносится в дебет, а в каком — в кредит.

Именно так и выполняются все проводки в бухгалтерском учете. В течение дня, каждый день, на протяжении всей жизни предприятия бухгалтер отражает абсолютно все происходящие операции с помощью бухгалтерских проводок, в этом и заключается организация бухгалтерского учета на предприятии.

В любой момент бухгалтер может взглянуть на тот или иной счет и понять изложенную в нем информацию.

Взглянув на сч.10, можно понять сколько материалов в общей сложности хранится на складе (дебетовое сальдо по сч.10). Взглянув на сч.50, можно понять, сколько наличных денег есть у организации (дебетовое сальдо по сч.50) и т.д.

Важно! Бухгалтерская проводка может быть выполнена бухгалтером только в том случае, если есть документ основание — документ, подтверждающий выполнение операции. Например, для того чтобы отразить проводку по поступлению наличных денег в кассу от поставщика (проводка Дебет 50 Кредит 62), нужно иметь в наличии документ — приходный кассовый ордер, для отражения проводки по перечислению безналичных денежных средств поставщику (проводка Дебет 60 Кредит 51), нужно иметь банковскую выписку по счету, для того чтобы отгрузить товар покупателю (проводка Д62 Кредит 90), нужно иметь товарную накладную и т.д. Без документа выполнять проводку нельзя!

Еще немного теории о бухгалтерских проводках

Взаимодействие двух счетов, которые участвуют в проводке называется корреспонденцией счетов.

Сами счета называются корреспондирующими.

Типовые примеры бухгалтерских проводок:

  • Д10 К60 — поступление материалов на склад от поставщика;
  • Д20 К10 — передача материалов в производство.
  • Д43 К20 — оприходована готовая продукция из производства.
  • Д90 К43 — готовая продукция направлена на продажу (списана ее себестоимость на продажу).
  • Д62 К90 — готовая продукция передана покупателю (отражена дебиторская задолженность покупателя перед организацией).
  • Д51 К62 — поступила оплата от покупателя за продукцию.
  • Д20 К70 — начислена заработная плата персоналу.
  • Д20 К60 — начислены страховые взносы с зарплаты для уплаты во внебюджетные фонды.
  • Д70 К68 — удержан НДФЛ из зарплаты работников.
  • Д70 К50 — выплачена заработная плата персоналу.
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Бизнес и финансы